Главная » Статьи » Мои статьи

Моё учительское счастье

Набирает темпы 21 век: меняется время, меняется общество, меняются и отношения между людьми. Остается, на мой взгляд. неизменной роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего подрастающему поколению ответить на вопросы: как жить? с какой целью жить? помните у А. С. Пушкина:

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена…

Учитель не только дает детям знания, но не менее ценно, если в учителе видят человека и друга. Чтобы быть настоящим наставником для ребят, педагог должен быть способен сопереживать, ценить их внутренний мир, понимать их мысли и чувства. Главное в общении учеников с учителем – найти понимание, сочувствие, помощь в том, что волнует на сегодняшний день, что переживается как наиболее интимное и значимое. Особенно тогда, когда собственные попытки разобраться в себе, своих чувствах, переживаниях, взаимоотношениях с окружающими заходят в тупик, и появляется ощущение безысходности. Это та ситуация, смысл которой тонко и точно подметил Е. Евтушенко:

Как важно, чтобы в миг той немоты

За сильного тебя хоть кто-то принял,

От широты своей душевной предал

Тебе значение большее, чем ты.

Наверное, это и есть главная задача педагога – создать условия для раскрытия индивидуальности каждого ученика, помочь ему реализоваться в учебе, общении, совместной деятельности коллектива.

Сейчас я даже не могу со всей определенностью сказать, когда же созрело понимание того, что я буду учителем. Вся моя жизнь с колыбели связана со школой: самым первым воспоминанием, пожалуй, является какое-то постоянное появление в нашем доме маминых учеников. Помню, мне очень нравилось, что все эти мальчишки и девчонки, которые были значительно старше меня, любили и уважали мою маму, и до сих пор испытывают те же чувства. Не тогда ли появилась первая мысль о моей будущей профессии?... И вот новое волнение, новая радость – я стала ученицей!

Прошли годы… Я закончила школу. Тогда у меня не было сомнений в выборе пути – только школа! Ведь пример был рядом – моя мама. Я уже понимала, что дети любят ее за необыкновенную преданность своему делу. Наверное, и специализацию я выбрала подсознательно – ведь мама, как сейчас и я, - учитель русского языка и литературы.

Прошел всего год после окончания школы, и, волею судеб, я оказалась в родной школе уже в качестве учителя.

Трудно, а, думаю, и невозможно забыть первых учеников. Ершистые, непосредственные и одновременно непростые, по-своему, по-детски мудрые мои пятиклассники! Они на глазах взрослели, росли. И дали мне осознание правильности выбранного пути. Жаль, что были мы вместе только два года.

Но жизнь продолжается… Новые дети, новый класс – новые сомнения, переживания и радости. Дети растут, разлетаются в разные стороны… Очень много нас связывает до сих пор. Они – частые гости в моем кабинете, всегда дорогие, всегда желанные. Интересно наблюдать за первыми шагами в их взрослой жизни и, надеюсь, мои дети (я их так всегда называю) останутся верны своим идеалам, своим друзьям, с кем они прошли по школьным годам бок о бок, деля радости и невзгоды, делая открытия и добиваясь удач, оказывая друг другу взаимную помощь.

И вот уже третий раз со мной новые ученики. Признаюсь, когда они пришли ко мне маленькие, с интересом и множеством вопросов заглядывающие в глаза, я растерялась. Да-да, растерялась! Вроде бы не новичок, но, учителя меня поймут, в голове появилось сомнение: смогу ли я? Как хочется, чтобы из этих детей выросли стоящие люди!

И мы идем с детьми по жизни рука об руку. Какие они все разные: требовательные и настойчивые, талантливые и не очень, смешные и непоседливые, открытые и жаждущие общения. Можно ли жить спокойно и бестрепетно в школе, не ожидая от своих учеников и неожиданных вопросов, и неразрешимых, на первый взгляд, проблем, а иногда потрясений, боли из-за неудач и от сознания бессилия найти выход из иных ситуаций?!

К счастью, я нашла понимание не только у своих семиклассников, но и у их родителей, оказавшихся талантливыми и умными людьми, главное же – заинтересованными в том, чтобы идти вместе с детьми по пути их взросления, именно вместе, а не рядом, именно участвуя, а не наблюдая!

На мой взгляд, общение со взрослыми, самыми близкими взрослыми – своими родителями и родителями своих друзей, помогает детям преодолеть тот барьер, который часто становится критически разобщающим поколения, не находящие общего языка, а ведь общий язык может появиться из общих интересов.

Свою работу с классом всегда стремлюсь строить по принципам гуманизма, а конечная цель (перспектива) развития коллектива – образ жизни, достойный человека. Любой педагог, я считаю, должен стремиться, чтобы каждый ребенок смог развить все свои способности, смог проявить себя, почувствовать себя полноценным гражданином общества.

Но школа призвана не только воспитывать личность, но и дать образование. Поэтому на классных собраниях, «междусобойчиках» предметом самого серьезного обсуждения стало отношение к учебе как к основной обязанности школьника. Поощряются не только те ребята, которые получают хорошие отметки, а и те, кто незначительно улучшил свои результаты, продвинулся в освоении хоть небольшого раздела. Это позволяет повысить мотивацию детей к учебной деятельности, воспитывается понимание весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относится к учебе или допускает срывы в поведении. Обсуждение, поощрение, похвала, я считаю, всегда вселяют уверенность в своих силах, приводят к осознанию того, что учеба – это труд и основная обязанность ученика.

На своих уроках мне всегда хочется добиться проявления детьми инициативы и творческого мышления. Поэтому я стараюсь строить свою работу разнопланово: постоянно идет поиск новых приемов и методов, которые могут помочь детям заинтересоваться предметом.

Размышляя над тем, как сделать интереснее творческую деятельность, понимаю, что «не нужно делать праздники для детей, надо делать праздники вместе с детьми». По моим наблюдениям, любая заинтересованность учителя передается ребятам. Наглядный пример этому – историко-краеведческий кружок «След». Дети в начале года «заразились» от меня этой идеей, занялись поисковой деятельностью, уже видны и первые наглядные результаты – успешное участие в районной краеведческой конференции. А еще в 5 классе дети так гордились тем, что предложенная ими символика взята для районной детской организации!

Приятно видеть, как ученики радуются вместе с тобой и сопереживают. И удачи, и неудачи делают нас еще ближе. Только вместе с учениками растет учитель.

У нас много планов на будущее. Я думаю, самое страшное – увериться в том, что все знаешь, все умеешь, все понимаешь. Учиться всю жизнь, не успокаиваться на достигнутом, сомневаться, искать новые ответы на старые вопросы: какая я? достойна ли я? достаточно ли моих знаний, чтобы не бояться возражений учащихся, не избегать детских вопросов, смело и убежденно вести диалог со своими учениками? Эти вопросы заставляют трудиться над собой и над своей собственной душой. А щедрые детские сердца дарят мне доверие и признательность. В них я черпаю силы и энтузиазм для такой непростой, но такой нужной работы. В этом мое учительское счастье.

Категория: Мои статьи | Добавил: nat (23.11.2009)
Просмотров: 1283 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]