Работы учащихся 7б класса 

                         на областной конкурс «Тайна за рамой»

                                                           «Души изменчивой приметы…»

Мне уже известно было стихотворение Николая Заболоцкого «Портрет», когда в старом журнале случайно заметила портрет А.П. Струйской работы Федора Степановича Рокотова. Знакомая фамилия и напомнила мне стихотворение, которое знают многие:

 

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

 

Её глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Её глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

 

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

 

Когда потёмки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Её прекрасные глаза.

 

Я ничего не знаю об этом художнике, но мне кажется, что он отмечался удивительной проницательностью. Ведь только необычайно проницательный человек может передать через холст все мысли и чувства позирующей ему красавицы. Кажется, что когда он брался за кисть, ему были ведомы все «души изменчивой приметы».

Портрет меня так заинтересовал и понравился, что я решила узнать об этой женщине хоть что-то. Кем она была? Какой она была? Правдиво ли портрет передаёт её характер, мысли, чувства?..

Об Александре Петровне Струйской известно немного. В 1772 году, восемнадцати лет от роду, она была просватана за богатого помещика Николая Еремеевича Струйского. Пережила мужа на сорок с лишним лет. её внуком был известный поэт А.И. Полежаев.

Данный портрет Ф.С. Рокотов пишет к женитьбе в пару портрету жениха.

Особенно меня поразили в портрете глаза Александры Петровны: они смотрят на меня в упор, совершенно живые глаза! Во взгляде какая-то немая мольба. О чём? Взгляд женщины постоянно возвращает моё внимание, не отпускает…Кажется, что она хочет что-то сказать. История ничего не говорит о характере Струйской, но я думаю, что изображённая женщина, такая юная и красивая, могла нести в мир только добро и любовь.

Стихи Н. Заболоцкого написаны почти через 200 лет после создания портрета, сегодня портрет заинтриговал меня… Я уверена, завтра или ещё через 200 лет творение Федора Степановича Рокотова будет околдовывать.

 

                     Шадыева Галина,  7б класс (13 лет).

 

                                                Тайна за рамой

Передо мной репродукция картины Константина Флавицкого «Княжна Тараканова».

Так как я интересуюсь русской историей, мне известны некоторые факты жизни этой женщины. Кстати, княжна Тараканова – лишь одно из имён, которые были у неё при жизни. Кто она, как её звали в действительности – неизвестно. Существует и несколько версий о гибели этой легендарной женщины.

Судя по картине, Флавицкий выбирает самую драматичную из них, по всей видимости, искренне в неё поверив. Картина потрясает достоверностью изображаемого. Я вижу прижавшуюся в последнем отчаянии к стене женщину в дорогом, декольтированном, как на балу, платье. Наряд из бархата, атласа и кружев тщательно выписан. С не меньшей тщательностью художник пишет скользкие, покрытые чем-то (плесенью?) стены, старый тулуп из овчины, грязную подушку, из которой торчит солома… На столе сосуд и надломленная краюха хлеба… Все детали помогают почувствовать весь трагизм ситуации. А хлынувшая в окно вода и крысы, спасающиеся от неё на том же топчане, что и княжна, рождают ощущение ужаса.

Я думаю, что героиня картины симпатична художнику. Он изображает её несчастной, знающей о своей скорой кончине, но в её фигуре чувствуется достоинство и какая-то неуловимая властность: ведь узница, согласно легенде, почти царица,  и предсмертное отчаяние не искажает её царственного величия.

 

                          Половникова Татьяна,   7б класс (13 лет).

                                                

                                                           Тайна за рамой

«Берёзовая роща» - одна из трёх широко известных картин Архипа Ивановича Куинджи. Кажется, что это и не картина совсем, а оправленный в раму кусочек живой природы: так она наполнена светом и воздухом!.. Человек, написавший такое, не может рвать цветы и мять траву, не может причинить вред живому!

Этот пейзаж, с одной стороны, изображает отдельно взятый кусочек берёзового леса, с другой – объединяют в себе всё многообразие русской природы.

Смотрю на рощу, изображенную на картине, и кажется, что вот-вот из-за пня выскочит зайчишка и задаст стрекоча, почуяв приближающуюся лисицу.

Берёзы словно живые, вобравшие в себя за день часть солнечного тепла. Может притронешься к картине и ощутишь ладонями нагретую солнцем кору?

Летом, когда возвращаешься в послеобеденное время с полной корзинкой ягод из леса, начинаешь обращать внимание (ведь ягод уже набрала!) на необыкновенную красоту, которая тебя окружает. Каждый листочек кажется совершенством, чудом природы1 кажется красивым даже трухлявый пень, по которому ползают мураши, делая свою работу.

«Берёзовая роща» Куинджи рождает в душе что-то светлое, тёплое… Чувствуешь себя участником чего-то великого и одновременно простого…

Надо было знать и любить природу так, как знал и любил её Куинджи, чтобы написать такую безошибочную по чувству картину.

 

                                Герман Светлана,   7б класс (13 лет).

 

                                                           Заряд оптимизма

Недавно мы с одноклассниками участвовали в районной краеведческой конференции, представляли сценарий ярмарки. При подготовке своего выступления мы постарались разузнать как можно больше об этом интересном явлении. Познакомились с историей возникновения ярмарок на Руси, а также узнали о наших, Суерских, ярмарках. И, конечно, исследуя этот вопрос, встретили репродукции, иллюстрирующие его.

Самой интересной и правдивой, на мой взгляд является картина Бориса Кустодиева «Ярмарка». Эту гуашь живописец написал в 1906 году, и ныне она хранится в Третьяковской галерее.

Я вижу белую церковь с синими куполами и высокое небо, а впереди, на фоне белеющих торговых рядов, - праздничную толпу бородатых мужиков в поддёвках, жилетах и картузах, парней с гармошкой, разряжённых девчат в платках, пёстрые пятна выставленных товаров.

Нельзя определённо назвать место ярмарки. Очевидно, это провинциальный городок или большое село. Не думаю, что Кустодиев пишет с натуры, скорее, это собирательный образ. Время года – весна, так как на ярмарке пользуются спросом деревянные грабли для сенокоса, нет характерных для других сезонов товаров.

Я представляю ярмарку ярким, красочным, шумным событием в жизни народа. смотрю на картину, и кажется, что кто-то невидимый остановил изображение. Что сейчас нажмут кнопку, и я услышу чириканье воробьёв, летающих стайкой вокруг куполов; гомон оживлённой толпы, покупающей и продающей что-то; смех детей, радующихся обновам и сладостям…

Художнику близка и мила всякая мелочь. Посмотрите как прописаны бороды у мужиков! А грабли, лапти, рисунки тканей!.. Равнодушных художников не бывает вообще, а Борис Кустодиев смог передать своё видение, своё настроение через время. Картина наполнена оптимизмом, и я надеюсь, что она сможет ещё долгое время заряжать людей энергией и радостью.

                             Епанчинцева Наталья,    7б класс (13 лет).

                                            

                                                         Тайна за рамой

У Николая Петровича Богданова-Бельского есть несколько картин, посвящённых родной школе, - так называемый татевский цикл. Художник очень любил родное Татево и почитал своего учителя С.А. Рачинского.

На репродукции – картина «Ученицы», тоже из татевского цикла. Она была написана в 1899 году.

На картине крупным планом изображены ученицы сельской школы. Этих миловидных девочек, особенно ту, что справа, художник написал в минуту мечтательной задумчивости, душевной тишины, в такую минуту, когда всё лучшее в человеке словно проступает на его лице. Ни суетливости, ни заботы; может быть, мечта о будущем, может быть, просто спокойное созерцание. Скорее всего, это ученицы Рачинского, и Богданов-Бельский писал их с натуры. Но кто бы они не были, мне ясно, что художник хотел показать в облике девочек простую и безмятежную душевную красоту.

Почему меня заинтересовала именно эта картина? Меня поразил взгляд одной из учениц. Всё-таки я думаю, что она размышляет, а не просто засмотрелась. Размышляет о делах, которые её ждут по возвращении из школы? А может, думает об уроке, который только что закончился? А если о чём-то далёком, непонятном? Художник так изобразил лицо девочки, что мы можем только догадываться о её мыслях. Я уверена, что девочка (если она существовала на самом деле) стала в своей взрослой жизни добрым и думающим человеком.

 

                       Полякова Полина,    7б класс (13 лет).