Главная » Статьи » Мои статьи |
Каким быть домашнему
заданию? (из опыта работы) Теперь, после
нескольких лет работы в школе, странно вспоминать, как в начале педагогического
пути объявление домашнего задания представлялось завершением урока. А ведь
ученику предстоит большая самостоятельная работа. Мои ученики жалуются, что
учителя задают на дом тем больше заданий, чем меньше они успели на уроке. Но,
мои дорогие коллеги, представьте себя на месте ребёнка! в среднем и старшем
звене школьники занимаются 6-7 часов в день. Если каждый учитель поставит себя
выше ученика, а, следовательно, будет считать свой предмет самым важным в
школе, представляете какое домашнее задание ждёт ребёнка?! Действительно, не
успел (или не сумел) учитель на уроке объяснить материал, и школьники должны
сами выучить его, разобраться во всём, что не поняли в классе. А каждому ли это
под силу? А на следующий урок такой учитель ещё и спросит на оценку заданное.
Как тут может появиться у ребёнка желание учиться?! Теперь на проблему домашних заданий я смотрю иначе.
Стремлюсь обеспечить полноценную работу учащихся на уроке и максимально
продуктивную – над учебным материалом дома. Кто же, как не учитель, должен
помочь учащимся сориентироваться в потоке информации, обеспечить отбор
оптимального уровня содержания образования, соответствующего общественным требованиям
и реальным возможностям школьников? Только при оптимальной учебной нагрузке учащиеся
достаточно глубоко и прочно овладевают максимально возможным для них 9по объёму
и сложности) учебным материалом без превышения научно установленных норм
времени на классную и домашнюю работу, полностью восстанавливая за отведённое
на отдых время свою работоспособность. Так, готовясь к занятиям, стремлюсь сконцентрировать
внимание на главном, наиболее существенном в изучаемом, к тому же – заранее
определить правильное соотношение времени, отводимого для разных этапов урока.
Это особенно важно потому, что даже несколько минут, затраченных на
индивидуальный опрос, переносит тяжесть усвоения темы с классной на домашнюю
работу. Исключению факторов перегрузки учащихся способствует и
правильно организованная работа с учебником – необходимым атрибутом урока.
Полный отказ учителей от его помощи во время объяснения нового материала таит в
себе опасность перегрузки домашними заданиями. Впервые открыв книгу дома,
многие из школьников испытывают большие трудности. Особенно в том случае, если
учитель изменил последовательность изложения темы по сравнению с учебником. Конечно, каждый словесник старается дополнить,
разнообразить учебный материал примерами из художественной литературы, печати и
т.д. Но какими бы интересными, нужными и важными ни были эти дополнения,
использовать их необходимо так, чтобы не нарушить логику раскрытия темы в
учебнике. Это же касается и дидактического материала. Часто,
увлёкшись воспитательным потенциалом иллюстративного материала, можно забыть,
что использовать его на уроке языка необходимо с учётом строго продуманной
схемы заданий. Таким образом, урок нужно построить так, чтобы
ученикам дома осталось совсем немного работы, так как ещё в школе они усвоили
теоретический материал и получили достаточную тренировку в применении его на
практике. Можно использовать не
только традиционные виды работы над новым материалом. Например, после
самостоятельного прочтения параграфа учебника ученики составляют его план (это,
кроме всего прочего способствует выработке навыков тезирования, необходимых для
успешного обучения всем предметам) и выполняют систему упражнений для
закрепления. В результате ученики усваивают на уроке положения новой темы и
дома лишь закрепляют изученное, отрабатывая необходимые умения и навыки
применения полученных знаний на практике. Способов устранения перегрузки школьников домашними
заданиями очень много, мною используются только некоторые из них. Но какой бы
способ не был выбран, мы, учителя, должны всегда «примерить платье на себя»,
т.е. попробовать поставить себя на место ребёнка. Смогли бы мы на его месте
выполнить этот объём заданий? Прежде чем объявить домашнее задание, подумайте:
а если аналогичные трудоёмкие задания школьники получат и по другим предметам?
Думается, не последнюю роль играет координация объёма домашнего задания между
учителями, преподающими разные предметы в одном классе. И мы должны помнить, уважаемые коллеги, что ребёнок
должен идти в школу с удовольствием, иначе весь учебно-воспитательный процесс
будет малоэффективен! | |
Просмотров: 1855 | |
Всего комментариев: 0 | |