Главная » Статьи » Мои статьи |
Набирает
темпы 21 век: меняется время, меняется общество, меняются и отношения между
людьми. Остается, на мой взгляд. неизменной роль учителя, не только как
человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего подрастающему
поколению ответить на вопросы: как жить? с какой целью жить? помните у А. С.
Пушкина: Он создал нас, он воспитал
наш пламень, Поставлен им краеугольный
камень, Им чистая лампада возжена… Учитель
не только дает детям знания, но не менее ценно, если в учителе видят человека и
друга. Чтобы быть настоящим наставником для ребят, педагог должен быть способен
сопереживать, ценить их внутренний мир, понимать их мысли и чувства. Главное в
общении учеников с учителем – найти понимание, сочувствие, помощь в том, что
волнует на сегодняшний день, что переживается как наиболее интимное и значимое.
Особенно тогда, когда собственные попытки разобраться в себе, своих чувствах,
переживаниях, взаимоотношениях с окружающими заходят в тупик, и появляется
ощущение безысходности. Это та ситуация, смысл которой тонко и точно подметил
Е. Евтушенко: Как важно, чтобы в миг той
немоты За сильного тебя хоть
кто-то принял, От широты своей душевной
предал Тебе значение большее, чем
ты. Наверное,
это и есть главная задача педагога – создать условия для раскрытия
индивидуальности каждого ученика, помочь ему реализоваться в учебе, общении,
совместной деятельности коллектива. Сейчас я
даже не могу со всей определенностью сказать, когда же созрело понимание того,
что я буду учителем. Вся моя жизнь с колыбели связана со школой: самым первым
воспоминанием, пожалуй, является какое-то постоянное появление в нашем доме
маминых учеников. Помню, мне очень нравилось, что все эти мальчишки и девчонки,
которые были значительно старше меня, любили и уважали мою маму, и до сих пор
испытывают те же чувства. Не тогда ли появилась первая мысль о моей будущей
профессии?... И вот новое волнение, новая радость – я стала ученицей! Прошли
годы… Я закончила школу. Тогда у меня не было сомнений в выборе пути – только
школа! Ведь пример был рядом – моя мама. Я уже понимала, что дети любят ее за
необыкновенную преданность своему делу. Наверное, и специализацию я выбрала
подсознательно – ведь мама, как сейчас и я, - учитель русского языка и
литературы. Прошел
всего год после окончания школы, и, волею судеб, я оказалась в родной школе уже
в качестве учителя. Трудно,
а, думаю, и невозможно забыть первых учеников. Ершистые, непосредственные и
одновременно непростые, по-своему, по-детски мудрые мои пятиклассники! Они на
глазах взрослели, росли. И дали мне осознание правильности выбранного пути.
Жаль, что были мы вместе только два года. Но жизнь
продолжается… Новые дети, новый класс – новые сомнения, переживания и радости.
Дети растут, разлетаются в разные стороны… Очень много нас связывает до сих
пор. Они – частые гости в моем кабинете, всегда дорогие, всегда желанные.
Интересно наблюдать за первыми шагами в их взрослой жизни и, надеюсь, мои дети
(я их так всегда называю) останутся верны своим идеалам, своим друзьям, с кем
они прошли по школьным годам бок о бок, деля радости и невзгоды, делая открытия
и добиваясь удач, оказывая друг другу взаимную помощь. И вот
уже третий раз со мной новые ученики. Признаюсь, когда они пришли ко мне
маленькие, с интересом и множеством вопросов заглядывающие в глаза, я
растерялась. Да-да, растерялась! Вроде бы не новичок, но, учителя меня поймут,
в голове появилось сомнение: смогу ли я? Как хочется, чтобы из этих детей
выросли стоящие люди! И мы
идем с детьми по жизни рука об руку. Какие они все разные: требовательные и
настойчивые, талантливые и не очень, смешные и непоседливые, открытые и
жаждущие общения. Можно ли жить спокойно и бестрепетно в школе, не ожидая от
своих учеников и неожиданных вопросов, и неразрешимых, на первый взгляд,
проблем, а иногда потрясений, боли из-за неудач и от сознания бессилия найти
выход из иных ситуаций?! К
счастью, я нашла понимание не только у своих семиклассников, но и у их
родителей, оказавшихся талантливыми и умными людьми, главное же –
заинтересованными в том, чтобы идти вместе с детьми по пути их взросления,
именно вместе, а не рядом, именно участвуя, а не наблюдая! На мой
взгляд, общение со взрослыми, самыми близкими взрослыми – своими родителями и
родителями своих друзей, помогает детям преодолеть тот барьер, который часто
становится критически разобщающим поколения, не находящие общего языка, а ведь
общий язык может появиться из общих интересов. Свою
работу с классом всегда стремлюсь строить по принципам гуманизма, а конечная
цель (перспектива) развития коллектива – образ жизни, достойный человека. Любой
педагог, я считаю, должен стремиться, чтобы каждый ребенок смог развить все
свои способности, смог проявить себя, почувствовать себя полноценным гражданином
общества. Но школа
призвана не только воспитывать личность, но и дать образование. Поэтому на
классных собраниях, «междусобойчиках» предметом самого серьезного обсуждения
стало отношение к учебе как к основной обязанности школьника. Поощряются не только
те ребята, которые получают хорошие отметки, а и те, кто незначительно улучшил
свои результаты, продвинулся в освоении хоть небольшого раздела. Это позволяет
повысить мотивацию детей к учебной деятельности, воспитывается понимание
весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относится к учебе или
допускает срывы в поведении. Обсуждение, поощрение, похвала, я считаю, всегда
вселяют уверенность в своих силах, приводят к осознанию того, что учеба – это
труд и основная обязанность ученика. На своих
уроках мне всегда хочется добиться проявления детьми инициативы и творческого
мышления. Поэтому я стараюсь строить свою работу разнопланово: постоянно идет
поиск новых приемов и методов, которые могут помочь детям заинтересоваться
предметом. Размышляя
над тем, как сделать интереснее творческую деятельность, понимаю, что «не нужно
делать праздники для детей, надо делать праздники вместе с детьми». По моим
наблюдениям, любая заинтересованность учителя передается ребятам. Наглядный
пример этому – историко-краеведческий кружок «След». Дети в начале года
«заразились» от меня этой идеей, занялись поисковой деятельностью, уже видны и
первые наглядные результаты – успешное участие в районной краеведческой
конференции. А еще в 5 классе дети так гордились тем, что предложенная ими
символика взята для районной детской организации! Приятно
видеть, как ученики радуются вместе с тобой и сопереживают. И удачи, и неудачи
делают нас еще ближе. Только вместе с учениками растет учитель. У нас
много планов на будущее. Я думаю, самое страшное – увериться в том, что все
знаешь, все умеешь, все понимаешь. Учиться всю жизнь, не успокаиваться на
достигнутом, сомневаться, искать новые ответы на старые вопросы: какая я?
достойна ли я? достаточно ли моих знаний, чтобы не бояться возражений учащихся,
не избегать детских вопросов, смело и убежденно вести диалог со своими
учениками? Эти вопросы заставляют трудиться над собой и над своей собственной
душой. А щедрые детские сердца дарят мне доверие и признательность. В них я
черпаю силы и энтузиазм для такой непростой, но такой нужной работы. В этом мое
учительское счастье. | |
Просмотров: 1992 | |
Всего комментариев: 0 | |