Главная » Статьи » Мои статьи |
Учиться – интересно! (из опыта работы) - Не хотят учиться наши дети! – жалуются и учителя, и родители, – учение для них, как наказание… Почему так получается? Что нужно сделать, чтобы всё было иначе? Подсчитано, что за время учёбы в школе каждый учащийся посещает примерно 10000 уроков. А если все они, как близнецы, похожи друг на друга: опрос, изложение нового материала, закрепление, домашнее задание. Какой уж тут интерес к учёбе? Выдержать бы это однообразие… Включить каждого учащегося в познавательную деятельность, в процесс добывания истины, заинтересовать его этим процессом – вот задача, которую должен ставить перед собой педагог. Как её решить? Интерес к изучаемой теме у школьника появляется тогда, когда он вовлекается в общение, будоражущее мысль. Назову некоторые принципиальные положения, которыми руководствуюсь при разработке уроков, стараясь на каждом увлечь ребят и всячески развивать их интерес к уроку русского языка. Одно из главных положений – ход и содержание каждого урока должны быть ориентированы на достижение конкретного конечного результата, т.е. на овладение определёнными умениями и навыками. Чёткое представление о том, с чем на данном уроке учащиеся должны познакомиться, о чём узнать, а что должно быть ими усвоено и чем они должны овладеть на уровне практического применения, позволяет целенаправленно отбирать материал, выбирать форму его подачи, приёмы и виды работ, определять композиционную структуру урока, его этапы и устанавливать связи между ними, строить систему тренировочных, проверочных и других видов работ. И уже потом эта основа урока «начиняется» текстами, интересными для ребят, необычными для них, различными видами упражнений и т.д. Уроки планирую с учётом тех знаний, которыми овладели дети в процессе изучения русского языка в предшествующие годы обучения. Опора на них позволяет избежать дублирования уже известного учащимся и продвигать их дальше в обучении. На каждом уроке нужно стремиться реализовать взаимосвязанные задачи обучения: вооружение учащихся знаниями основ науки о языке и формирование умений грамотно, чётко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в различных жизненных ситуациях. Можно, конечно, строить свой урок по традиционной схеме на обычных, составленных много лет назад упражнениях… Но, как это уже доказано, не вызывает интереса учащихся и стремления узнать что-то новое. Поэтому надо избегать однотипных заданий. Я пользуюсь различными способами повышения познавательного интереса детей. Вот некоторые из них: - В закрепительно-тренировочных упражнениях использую различные задания, они строятся по принципу нарастания трудностей – вначале проводится закрепление на уровне наблюдения за языковым явлением, затем на уровне самостоятельного распознавания и наблюдения. Презентации powerpoint в обучении обучение созданию презентаций в powerpoint. В упражнения включаю задания, связанные с различными видами разборов: найти в тексте (предложении) слово, строение которого соответствует определённой структуре, найти слово по его морфологическим признакам; составить предложение, предварительно выполнив ряд действий (из одного предложения взять, например, обстоятельство, из другого – определение, согласовать слова и пр.). Ученик должен показать, что он владеет знаниями не на формальном уровне, а осознаёт связи языковых явлений. - С целью усиления внутрипредметных связей, отработки синтаксических и пунктуационных навыков практически на каждом уроке проводится работа по синтаксису и пунктуации. Это различные (письменные и устные) синтаксические пятиминутки с различными заданиями. При проведении устных синтаксических пятиминуток анализ предложений производится без их предварительной записи. Это не только экономит время, но и формирует у учащихся умение определять на слух структуру предложения, что очень важно при написании диктанта. Каждый ученик завёл ученический словарь, который представляет собой общую тетрадь, состоящую из нескольких разделов: 1) «Словарь трудных слов», куда записываем слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Эти слова также систематически включаются в контрольные словарные диктанты. 2) «Словарь корней», куда записываются «гнёзда» слов. Затем эти слова «пропускаются» через различные виды работ: орфографические и словарные диктанты, тренировочные упражнения, задания, связанные с анализом структуры слова и т.д. 3) «Толковый словарь», куда записываются слова, их значения, незнакомые детям. Затем эти слова систематически используются для кроссвордных (лексических) диктантов (См. приложение). Как говорилось ранее, основным критерием оценки эффективности урока русского языка является конкретный результат – достигнута ли его цель или нет, что усвоили и как усвоили учащиеся, какие конкретные умения отработаны на данном уроке. В работе по орфографии с целью проверки знаний и умений учащихся весьма часто использую виды контроля с применением безмашинного программирования, которые дают сиюминутные показатели результатов обучения. К таким формам проверки относится работа с использованием перфокарт (См. приложение). Эффективной формой контроля является тестовая проверка (См. приложение). Она позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой. Результаты тестовой проверки фиксируют достижения учащихся на определённом уровне (этапе) обучения, поэтому они могут носить характер тематический (темы изученной), промежуточный (фрагментов темы) и итоговой (за определённый период обучения). На уроке я использую текст, интересный детям, способствующий духовному развитию и воспитанию ученика и учителя, соответствующий (духо) возрастным особенностям школьника и, разумеется, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно и т.д. Интересны детям и различные формы уроков: урок-диспут, урок-суд, урок-собрание, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-встреча и т.д. В основе названных форм уроков лежит познавательная игра. «Учебно-педагогическая игра – это групповое упражнение для усвоения программной темы в искусственно созданных условиях», - говорит нам учебник педагогики. Я согласна с этим, так как игра, будучи органически присущей детскому, подростковому возрасту, ускоряет и оживляет многие педагогические процессы. Она стимулирует учащихся к творчеству, осмыслению проблемных ситуаций, обдумыванию своего поведения, стиля общения с одноклассниками. «Игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут», - отмечал В.А. Сухомлинский, - это «искра, зажигающая огонёк любознательности…». Обучение в форме игры обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся, в мыслительную деятельность включаются такие обычно незадействованные факторы, как воображение, эмоции, другие дремлющие свойства психики. Хотелось бы обратить внимание ещё на одну сторону учебно-педагогической игры в школе. Она касается её воспитательной роли: игра помогает школьникам мыслить альтернативно, что важно в современном обществе. Ещё Д. Эльконин отметил, что в игре развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а также коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру. Таким образом, в игре заключены и большие воспитательные возможности, так как она способствует формированию вариативного способа мышления, не даёт оснований видеть проблему, явление только в чёрно-белом варианте. Но сказанное выше не нужно принимать как обязательное к исполнению. Урок в игровой форме уместен лишь в том случае, если он соответствует задачам, которые перед ним стоят. Я иногда использую подобные уроки в начале изучения темы (раздела), чтобы вызвать интерес к ней учащихся. Но чаще – после изучения темы, чтобы закрепить знания учащихся. Всё зависит от учителя, от тех – повторяю – учебных и воспитательных задач, которые ставятся перед уроком. Нужно, чтобы урок-игру ученики ждали, как праздник. Тогда и интерес к такому уроку будет выше. Можно много говорить об активизации познавательной деятельности учащихся на уроках. Какие-то приёмы и методы уходят в тень, дожидаясь своей очереди, какие-то выходят на передний план… Но все они, правильно используемые, хорошо воспринимаются детьми, им действительно становится интересно работать. Поэтому я стараюсь использовать в своей работе приёмы и методы, позволяющие повысить интерес учащихся к изучаемому предмету. А ведь интерес, как это доказано учеными, помогает добиться желаемых результатов: научить детей понимать грамматический строй языка, писать без ошибок, красиво и логично говорить, умно и по-доброму мыслить. | |
Просмотров: 2975 | |
Всего комментариев: 0 | |